Справочная информация : Нормативные акты Судебная практика Мировая практика ГОСТы

Написать в службу поддержки

для начала работы с сервисом зарегистрируйтесь

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело№32-г09-19

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва «22» октября 2009 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Корчашкиной Т.Е., судей Колычевой Г.А., Гуляевой Г.А. рассмотрела в судебном заседании дело по иску Павлова Б| | М| Щ к военному комиссариату Саратовской области о перерасчете размера пенсии и взыскании задолженности по кассационной жалобе военного комиссариата Саратовской области на решение Саратовского областного суда от 1 сентября 2009 года, которым исковые требования Павлова Б.М. удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Колычевой Г.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

19 августа 2009 года Павлов Б.М. обратился в суд с иском к военному комиссариату Саратовской области о перерасчете размера пенсии и взыскании задолженности.

В обоснование своих требований истец ссылался на то, что в период с 20 августа 1973 года по 31 декабря 1991 года проходил военную службу в войсковой части | | (ФГУ <( ЦНИИИ МО РФ). Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 декабря № 01609 был уволен с военной службы в запас, приказом командира войсковой части | | от 31 декабря 1997 года № 265 исключен из списков личного состава войсковой части | | с 31 декабря 1997 года. Последняя занимаемая им должность перед увольнением со службы - | ~~[, воинское звание - | | В силу должностных функциональных обязанностей принимал личное участие в экспериментальных исследованиях в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, при выполнении которых использовались токсичные химикаты, относящиеся к химическому оружию, и являлся при этом руководителем и непосредственным участником выполняемых им научно-исследовательских, опытно-конструкторских и испытательных работ. В соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2000 года № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» выполняемая им работа должна быть отнесена к первой группе работ с химическим оружием, что дает ему право с 1 апреля 2002 года на повышение тарифной ставки должностного оклада на коэффициент «2» и перерасчет пенсии с учетом данного коэффициента. Однако военный комиссариат Саратовской области в 2005 году произвел перерасчет его пенсии с 1 апреля 2002 года, исходя из должностного оклада, увеличенного на коэффициент «1,5», по второй группе работ с химическим оружием, что, по его мнению, является незаконным. Павлов Б.М. просил суд обязать военный комиссариат Саратовской области выплачивать ему с 1 августа 2009 года пенсию с учетом повышения тарифной ставки должностного оклада на коэффициент «2» в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 года № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» и взыскать с ответчика в его пользу недополученную сумму пенсии за период с 1 апреля 2002 года по 31 июля 2009 года в размере \ руб. | коп.

По делу в качестве третьего лица привлечено федеральное государственное учреждение << ( Центральный научно-исследовательский испытательный институт Министерства обороны Российской Федерации».

Решением Саратовского областного суда от 1 сентября 2009 года исковые требования Павлова Б.М. удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе представитель военного комиссариата Саратовской области Капитанюк В.В. считает, что судом были неправильно применены нормы материального и процессуального права, просит об отмене решения Саратовского областного суда от 1 сентября 2009 года и вынесении нового решения об отказе Павлову Б.М. в иске.

В письменных возражениях на кассационную жалобу Павлов Б.М. просит оставить решение Саратовского областного суда от 1 сентября 2009 года без изменения, а кассационную жалобу военного комиссариата Саратовской области без удовлетворения.

В судебное заседание суда кассационной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены. В телеграммах, поступивших от истца Павлова Б.М. и его представителя Журавлева А.С., содержится просьба о рассмотрении дела в их отсутствие.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 2 статьи 354 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления не усматривает.

В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции на момент возникновения спорного правоотношения, т.е. в ред. Федеральных законов от 28.11.1995 N 186-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ), пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.

В соответствии с пунктом «б» статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 (в ред. Федеральных законов от 28.11.1995 N 186-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ ) пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно - исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением;

Согласно части второй и части третьей статьи 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 года № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам. К первой группе работ с химическим оружием относятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, при выполнении которых используются токсичные химикаты, относящиеся к химическому оружию.

Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также конкретный список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 4 Федерального закона № 136-ФЗ предусматривает, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.

Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, установлены повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет в размерах согласно приложению.

В приложении к указанному постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по первой группе работ составляет «2».

Во исполнение Федерального закона № 136-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 года № 386-25 (в редакции постановлений от 31 декабря 2004 года № 910-49, от 17 декабря 2005 года № 769-44, от 10 сентября 2007 года № 573-27, от 27 января 2009 года № 26-1), введенным в действие с 1 апреля 2002 года, утверждены список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, а также список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии.

Вышеуказанными списками предусмотрены производство с вредными условиями труда, работа на котором дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, войсковая часть I (Федеральное государственное учреждение <Щ Центральный научно-исследовательский испытательный институт Министерства обороны Российской Федерации»), и должность, работа по которой дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии - ведущий научный сотрудник.

Как видно из послужного списка Павлова Б.М., в период с 10 августа 1996 года по 31 декабря 1997 года он проходил военную службу в войсковой части | (Щ\ ЦНИИИ МО РФ) в должности ведущего научного сотрудника (л.д. 13-16).

Из документа от 25 июля 2009 года, подготовленного заместителем начальника ФГУ ЦНИИИ МО РФ» по НИИР доктором технических наук профессором Э. Шаталовым, следует, что в результате анализа степени участия Павлова Б.М. в работах с применением токсичных химикатов, внесенных в перечень Федерального закона № 136, выявлено его непосредственное личное участие в экспериментальных исследованиях с применением токсичных химикатов, внесенных в перечень ФЗ № 136, в период с 1996 по 1997 г.г. за инв. №№ 1/16310, 4570, 4649. Данный анализ проведен с учетом перечня научных трудов Павлова Б.М., составляющего 86 наименований, а также публикаций в закрытых и открытых источниках, который определен на основе личной авторской карточки Павлова Б.М., находящейся в ФГУ <Щ ЦНИИИ МО РФ». Павлов Б.М., как ведущий научный сотрудник, в период 1996-1997 г.г. являлся руководителем и непосредственным участником полевых и лабораторных испытаний, проводимых с токсичными химикатами зарин, зоман, Vx, иприт, люизит на базе полигона —| ЦНИИИ МО РФ.

В документе сделан вывод о том, что «в результате проведенного анализа сведений, содержащихся в научных трудах, принадлежащих Павлову Б.М., выявлено его личное участие в экспериментальных исследованиях в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, при выполнении которых использовались ТХ, относящиеся к химическому оружию» (л.д. 21).

Сведения, содержащиеся в указанном документе, ответчиком при рассмотрении дела не оспаривались.

Проанализировав названные выше нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, исследовав представленные истцом доказательства, в том числе, копию послужного списка, документ о степени его участия в работах с применением токсичных химикатов, внесенных в перечень Федерального закона № 136-ФЗ, в должности ведущего научного сотрудника |~| ЦНИИ МО РФ в период с 1996 по 1997 годы, другие документы, суд пришел к правильному выводу о том, что Павлов Б.М. в период прохождения военной службы в войсковой части | | {Щ ЦНИИИ МО РФ) был занят на работах, которые относятся к первой группе работ с химическим оружием, перечисленным в пункте 1 части 2 статьи 1 Федерального закона № 136-ФЗ, в связи с чем имеет право на пересмотр получаемой им пенсии с применением коэффициента повышения должностного оклада «2».

С учетом изложенного, довод в кассационной жалобе об отсутствии в мотивировочной части решения суда обстоятельств, на основании которых сделан вывод о том, что истец в период прохождения военной службы в войсковой части | | был занят на работах, которые относятся к первой группе работ с химическим оружием, нельзя признать обоснованным.

Довод в жалобе о том, что военный комиссариат Саратовской области не является надлежащим ответчиком, аналогичен доводу, приведенному ответчиком при рассмотрении данного дела в суде первой инстанции.

Суд правильно признал такой довод несостоятельным, указав в решении нормы законодательства, исходя из которых, обязанность произвести перерасчет пенсии истцу с применением коэффициента, повышающего должностной оклад и выплатить ему недополученную пенсию, должна быть возложена именно на военный комиссариат Саратовской области.

При таком положении постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 - 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определ ила:

Председательствующий Судьи решение Саратовского областного суда от 1 сентября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу военного комиссариата Саратовской области - без удовлетворения.