Мировая практика регистрации и депонирования авторского произведения
Авторское право возникает в момент создания творческой работы в оформленном виде, контролируя её использование. Оригинальное творческое произведение литературы, науки и искусства является объектом защиты авторского права.
Во всех странах мира издавна существует заинтересованность в охране авторских прав. Первым значимым международным соглашением в этой области является Бернская конвенция, подписанная ещё в 1886 году. Роль управляющего конвенцией выполняет Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).
Согласно положениям Бернской конвенции, в законодательстве каждой страны-участницы должен быть принят основной правовой минимум по защите авторских прав. Страны, являющиеся участницами конвенции, оказывают друг другу взаимопомощь при нарушении прав автора.
Бернское соглашение объединило более 160-ти стран, каждая из которых отличается своеобразием проявления авторских прав.
Франция стоит у истоков создания механизма защиты авторских прав. Первое общество по охране авторских прав появляется ещё в 1777 году и называется «Бюро по драматическому законодательству». Главная роль в организации этого Бюро принадлежит известному французскому драматургу Пьеру Бомарше, который имел значительную поддержку в кругах интеллектуальной элиты. Драматургу Бомарше приходилось неоднократно вести правовые споры с театрами, не признававшими нематериальные права авторов. Его последователями были Оноре де Бальзак, Виктор Гюго, Александр Дюма, создавшие в 1837 году Общество литературных авторов. В 1850 году создаётся Общество авторов, композиторов и музыкальных издателей, которое успешно работает и в наши дни.
В 1887 году Франция становится членом Бернской конвенции.
Именно во Франции в конце 19 века рождается дуалистическая система авторского права, которая была воспринята многими зарубежными странами. Суть этой системы заключается в том, что автор, как обладатель творческой работы, имеет право, с одной стороны, получать коммерческую выгоду от эксплуатации произведения и с другой стороны, выражать свои личные интересы, как создателя произведения. В результате авторское право наделяется чертами права собственности и моральными правами, охраняющими нематериальные интересы автора.
Реализовать охрану моральных и имущественных прав автора помогает договорная форма в использовании творческих произведений.
Авторский договор во Франции имеет взаимный характер, однако основное внимание уделяется обязанностям пользователя, а обязанности автора чаще всего незначительны. Все аспекты договора регулируются гражданским законодательством Франции. Авторский договор должен обязательно включать творческое произведение и чётко прописанные права, передаваемые пользователю.
Во Франции по «Закону о литературной и художественной собственности» 1965 года авторское право охраняет любое творческое произведение только потому, что это произведение создано и является собственностью автора, а право собственности во французском Гражданском Кодексе считается абсолютным и охраняется всей юридической системой. За нарушение авторского права во Франции устанавливаются серьёзные гражданские, уголовные и процессуальные меры ответственности. Формальной регистрации авторских работ законодательство не требует.
В марте 2012 года принят «Закон о недоступных книгах 20 века», согласно которому книги французских писателей подлежат оцифровке, не спрашивая на это авторское разрешение и не учитывая срок охраны на это произведение. В первую очередь обязательной оцифровке подлежат книги, изданные до начала 20 века, которых уже нет в прямой продаже. После этого процесса книги появятся в продаже в электронном виде. Однако закон даёт право автору или издателю изъять произведение из данного проекта при определённых условиях.
Во французском авторском праве существует своеобразный принцип взаимности в охране авторских прав зарубежных граждан. Этот принцип заключается в том, что Франция защищает иностранные творческие произведения, а французские авторские творения охраняются в соответствующих странах. Моральные права авторов-иностранцев подлежат защите, независимо от наличия взаимности.
Во Франции можно воспользоваться сервисом sadc.fr, чтобы зарегистрировать творческую работу. Защитить авторские права через данный сервис могут как французы, так и граждане стран-участниц Бернской конвенции. Для регистрации необходимо в одном конверте отправить экземпляр произведения (на материальном носителе) на французском языке, специальную заполненную анкету и чек об оплате в 46 евро. Работы, зарегистрированные SADC , хранятся в специализированной библиотеке 5 лет. По окончании этот срок можно продлевать еще на 5 лет за дополнительную плату(23 евро).
Англия – это страна, где в 1710 году рождается первый в истории закон об авторском праве в его современном смысле, получивший название «Статута королевы Анны» по имени правившей королевы. До принятия этого закона, автор, продавая своё произведение, терял на него все права.
Основные положения Статута Анны закрепляли за автором право на публикацию произведения в течение 14 лет с момента первоначальной публикации. Допускалось однократное продление этого срока ещё на 14 лет. Таким образом, права автора на публикацию находились под защитой законодательства 28 лет, после чего произведение переходило в общественную собственность. В этом проявился копирайт – важнейший принцип авторского права, запрещающий без авторского согласия воспроизводить опубликованное произведение.
Под законодательную охрану на 21 год попадала творческая работа, опубликованная до принятия Статута.
Статут королевы Анны вводил обязательную регистрацию авторских работ в специальном реестре. Регистрация производилась на платной основе. Экземпляры зарегистрированных произведений необходимо было передавать в королевские библиотеки.
Впоследствии Статут Анны имел значительное влияние на законодательство других стран в области авторского права.
В настоящее время в Англии действует закон об авторском праве 1988 года, где, наряду с копирайтом, впервые в этой стране законодательно закрепились моральные неимущественные права автора.
В наши дни защитить свою творческую работу в Англии можно быстро и недорого путём регистрации авторских работ в сервисном центре copyrightservice.co.uk. , который даёт гарантированную поддержку в судебных спорах по авторским правам. Использование онлайн-регистрации творческих работ делает сервис очень удобным. Данные для регистрации можно отправить и по почте. Сервисные услуги, в размере от 39 до 64 фунтов стерлингов, можно оплатить через кредитные карты.
Английский онлайн-сервис Copyright Protection Service предлагает простой механизм регистрации авторской работы в Интернете с целью защиты и фиксации даты записи произведения. Для этого необходимо указать свои контактные данные, загрузить описание творческой работы, оплатить услуги сервиса через специальную платёжную страницу. Работу можно зарегистрировать в данной системе на 3 и 5 лет с последующим продлением, от этого зависит стоимость услуг – от 24.99 до 37.99 фунтов стерлингов.
Copyright Protection Service функционирует при поддержке ведущей юридической компании Silverman Sherliker LLP, специалисты которой консультируют и помогают решать спорные вопросы при нарушении авторских прав.
Защитить оригинальное авторское произведение, созданное физическим или юридическим лицом, можно при помощи Copyright Registration Service (CRS), занимающегося международной охраной авторского права под управлением Бюро по правам интеллектуальной собственности Великобритании. Главная задача этого веб-сервиса – регистрация, в результате которой каждой авторской работе приписывается уникальный Регистрационный номер. С помощью Регистрационного номера CRS производит мониторинг на нарушение авторских прав. Онлайн-регистрация в Copyright Registration Service занимает очень мало времени и не требует бумажной волокиты. Оплата производится с помощью кредитных или дебетовых карт.
В США авторское право как форма защиты произведений науки, литературы и искусства, поддерживается Конституцией. Открытия, процессы, лозунги, идеи не охраняются авторским правом.
Любая работа, охраняемая «Законом об авторском праве» США может быть зарегистрирована. Регистрация авторского права является юридической формальностью, которая даёт ряд преимуществ обладателю творческой работы. Это создание публичного акта, подтверждающего авторство. В судебных разбирательствах о нарушении авторского права рассматриваются только зарегистрированные произведения творчества. Если авторская работа зарегистрирована в течение пяти лет после публикации, то регистрация доказывает в суде законность авторского права. И наконец, регистрацию авторского права можно зафиксировать в Таможенной службе США, защищая от ввоза нарушенных экземпляров.
Регистрацией авторских прав в США занимается специальный государственный орган – Ведомство по охране авторского права при Библиотеке Конгресса США. Данное Ведомство для Конгресса США выступает в роли эксперта в вопросах интеллектуальной собственности, помощника и аналитика в подготовке законопроектов по авторскому праву, консультанта по изменениям в американских законах об авторском праве, организатора исследований.
Регистрация произведений носит заявительный характер и может производиться в любое время в течение жизни автора. Регистрируются опубликованные и неопубликованные произведения. После публикации зарегистрированной неопубликованной ранее работы, вторичная регистрация не требуется и может быть произведена по желанию обладателя авторского права.
Для регистрации авторского права на произведение в Реестр авторских прав, находящийся в Ведомстве по охране авторских прав при Библиотеке Конгресса США направляют в одном пакете правильно заполненную заявку на английском языке (для иностранцев), невозмещаемую заявочную пошлину в размере от 35$ до 50$ и невозвращаемый депонируемый экземпляр авторской работы. Регистрация осуществляется в течение 4-5 месяцев с момента подачи документов.
В США регистрация авторского права не является обязательной, однако «Закон об авторском праве» предусматривает обязательное депонирование произведений, опубликованных в США. По закону обладатель авторского права должен депонировать в течение трех месяцев с момента издания в США два экземпляра, которые поступают в распоряжение Библиотеки Конгресса США. Несоблюдение данного требования о депонировании влечёт штрафы и другие наказания, но охрану авторского права не затрагивает. «Закон об авторском праве» допускает однократное депонирование произведений творчества, опубликованных в США, которое удовлетворяет требованиям депонирования и регистрации. Для этого необходима определённая форма заявки и невозвращаемая пошлина.
Россияне и граждане стран, входящих в ВТО или являющихся членами Бернской конвенции, имеют возможность провести депонирование авторских работ в депозитарии «Copyright Office» при Библиотеке Конгресса США, заслужившем всемирный авторитет. Депонированные в «Copyright» творческие работы признаются любым судом мира, в том числе судами РФ.
Своё творение можно также зарегистрировать, воспользовавшись бесплатным сервисом myfreecopyright.com , который фиксирует дату публикации и отмечает авторскую работу специальной цифровой подписью. Никаких юридических гарантий цифровая подпись не даёт, но является дополнительным аргументом в судебных разбирательствах при нарушении авторского права.
Copyrightdeposit.com – ещё один доступный, функциональный и недорогой онлайн-сервис, защищающий авторские права на международном уровне. Сервис регистрирует творческие работы, выдавая авторское свидетельство, далее архивируя электронный экземпляр на защищённом сервере. При возникновении судебных споров о нарушении авторских прав copyrightdeposit.com помогает автору документальным подтверждением доказать свою правоту.
Мировой опыт и практика защиты авторских прав в Интернете основаны на регистрации и депонировании произведения в специализированном депозитарии с фиксацией точной даты и гарантии неизменности произведения. В спорных случаях депозитарий предъявляет контрольный экземпляр произведения, где указан автор, указана дата депонирования и гарантирована техническими средствами неизменность самого произведения. Некоторые сервисы оказывают услуги по мониторингу Интернета на предмет несанкционированного копирования произведения, досудебного урегулирования нарушений авторского права, представляют в суде интересы правообладателей. Востребованность сервисов по депонированию произведений увеличивается в наши дни нарастающими темпами. Защита авторских прав в Интернете становится первоочередной задачей.